Рош Ха Шана -время покаяния

 

Наш пастор

РОШ ХА ШАНА - ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ. Дмитрий Сирой

 

Рош ха Шана, Hовый год, Книга жизни, рыба, мед и яблоки... Что связывает воедино эти понятия? Наш народ на Новый год желает друг другу "На будущий год пусть будет записано ваше имя в книге жизни!" Возникает вопрос: зачем ждать и почему вообще Новый год осенью?..

Я обратил внимание, что евреи раздражают общество... Я не имею ввиду внешне, я имею в виду тот образ жизни, какой ведут евреи (я говорю о тех евреях, которые ассоциируют себя со своим народом). Это празднование шабата, "непонятных" праздников, почитание субботы... И когда мы смотрим как живут другие народы и как  живут евреи, то мы действительно видим разницу.

Давайте рассмотрим празднование Нового Года у других людей. У китайцев, например, Новый Год 15-го января и поспорьте пойдите с ними, когда их больше всех. А у африканцев празднуют Новый Год летом. Но так, как празднуют евреи, не празднует никто: в сентябре. И обратите внимание - как! Все окружающие их народы празднуют в ночь с 31-го на 1-е января - крики, шум, музыка, много еды...

Еврейский Новый год совершенно другой - здесь никто не сходит с ума. Он выделяется торжественным собранием и вообще чем-то особенным - нет поздравлений с Новым годом, нет пожеланий с новым счастьем и с новыми успехами, а в отличие от всех народов земли, желают друг другу быть записанными в Книге жизни. А это именно то, что никто из других народов никак не мог понять: чем же еврейский народ в свой Новый год занимается? И ещё один вопрос: когда все-таки мы должны отмечать этот праздник согласно Писанию?

Откроем Книгу Левит (Ваикра) и прочтем: "Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня" (Лев.23:4,5). В первый месяц года - пасха, а у нас в первый месяц - не пасха. Получается, что мы празднуем не как у других , но и не по Писанию. В Писании год начинается с 14-го Ниссана, весной, а мы по определенной причине празднуем осенью.

Причина в том, что когда евреи выходили из Вавилона, где они были 70 лет в плену, это уже был народ с определенными сложившимися традициями. Вавилон праздновал Новый год в сентябре - при этом шла огромная процессия, все в золоченых одеждах и трубили в честь бога солнца. Евреи тоже брали трубы и трубили, но уже в честь своего Бога - Бога Авраама, Исаака и Иакова. Читаем: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание" (Лев.23:23,24). Еврейский праздник труб совпадает с Вавилонским празднованием Нового года. И так уже повелось, что евреи использовали эту возможность и не хотелось бы, чтобы сегодня их кто-то за это осуждал. Такая утвердилась традиция у нашего народа.

В Писании ничего не говорится о Новом годе, а говорится о празднике труб, который заповедано в роды и роды и из поколения в поколение праздновать, и в который необходимо трубить в шофар.

Еврейские традиции очень интересные, особенно связанные с едой: например, на Рош ха Шана обмакивать кусочки яблок в мед и при этом желать, чтобы Новый год был добрым и сладким. А перед тем как кушать рыбу, говорить пожелание, чтобы мы были головой, а не хвостом; когда едим гранат - желать, чтобы наши заслуги стали многочисленными как зерна граната.  А самое главное пожелание, которое говорят все евреи - быть записанными в Книге жизни!

Писание говорит нам об одной Книге жизни, но в иудаизме упоминается три Книги. Почему? Потому что три книги - это уже больше, чем одна, и удобней: в первой книге записаны законченные грешники, во второй - те, кто еще не совсем законченый, но до праведника ему еще далеко; в третьей книге записаны все праведники и предполагается, что когда затрубит шофар с небес (это я говорю о традиции), Бог открывает эти книги и знакомится со списками. 

Хорошая традиция! Она предусматривает возможность на празднике труб, на Рош ха Шана, перейти из одной книги в другую. И чем больше традиций и учений от равинов, тем больше сплачивались евреи в диаспоре. В некоторых христианских толкованиях и учениях об аде говорится, что сначала человека ждет чистилище, где можно каким-то образом очиститься от грехов, а затем попасть в рай. Но это все человеческие домыслы,  а мы основываем нашу веру не на традициях, а на Писании, которое говорит нам об одной Книге.  А как мы можем быть уверенными, что записаны в ней?.. 

Предлагаю рассмотреть еще некоторые традиции нашего народа, и одна из основополагающих традидиций в жизни верующего иудея называется "Атарат недарим" - освобождение от обетов , т.е. от обетов, которые взял на себя не обдуманно и поспешно, обещал и не сделал. Эта традиция говорит о том , что не может такой человек быть записанным в Книге жизни. Касается ли нас такая традиция?

В течении года мы очень много обещаем своим женам и детям и они нам, но многое остается неисполненным! Здесь идет речь о том , что мы нарушаем одну из заповедей Божьих - не лжесвидетельствовать. И не только это, но и не говорить неправду и не говорить, не обещать того, что не сможешь выполнить или чего ты не знаешь. Эта традиция, эта заповедь является принципиально важной для нас с вами всегда. Иаков, первый миссианский Ребе, в своем послании учит и остерегает нас: "Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению" (Иак.5:12). Нам необходимо следить не только за ходом мысли, но и за нашим языком, который стремится бежать намного впереди мысли, потому что за всякое праздное слово, за любое обещание и клятву, данные нами и не исполненные, нас ждет наказание. Я не говорю, что это грех ко смерти, но это будет пребывать в нас тяжким грузом и иметь свои последствия. Если же такое произошло, нам обязательно надо принять Тшуву, т. е. покаяться и попросить Бога , чтобы Он нас простил и помиловал. Необходимо, чтобы такая традиция была как бы навигатором в нашей жизни и вела нас. И чтобы мы не только на праздник Рош ха Шана, но и всегда следили за своими мыслями, обещаниями и клятвами.

Есть еще одна традиция на Рош ха Шана у иудеев - "Ташлих" - и связана она с обычаем вытряхивать содержимое карманов в воду. Эта традиция перекликается с Писанием. В книге пророка Михея, 7:19, есть такие слова: "Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши". Евреи идут к воде и вытряхивают карманы - это как бы внешнее проявление внутреннего состояния, в результате которого грехи сброшены, они утонули, а евреи свободны и чисты. Эту традицию можно совершить и пафосно, и искренне, но сколько не ищи в карманах грехов, хоть и обрезай карманы - все напрасно - правда жизни другая, и это не помогает.

Есть еще одна заповеданная традиция, и даже больше - заповедь: трубить в шофар. Иудеи о шофаре очень много говорят в своих толкованиях, и много прекрасных слов написано, например, в молитвенниках. Так, Маймонид в законах тшувы говорит о шофаре, потому что шофар и тшува - это то, на чем стоит Рош ха Шана, на чем основан праздник труб: "Шофар побуждает человека к тшуве. Пробуждаются спящие, взбадриваются дремлющие, чтобы внимательно исследовать дела свои, и оценить их, и повернуться к раскаянию, и возвратиться к Создателю, да будет Он благословен, ибо они забыли об истине. И в круговороте дел своих заблудились в пустом и тщетном, которое не поможет им и не спасет их. И теперь пусть взглянут они на душу свою, и внимательно посмотрят на пути свои и на поступки свои, и пусть оставит каждый из них дорогу злую и намерения недобрые, и пусть повернется к Богу и добру!"

Традиционно на Рош ха Шана в субботу проповедуется о покаянии. Равины всего мира традиционно в этот день предупреждают свой народ о том, что при звуках шофара  сделайте то, к чему призывает нас Маймонид: остановитесь и задумайтесь. Блажен народ, который слышит звук шофара! Шофар звучит не только на Рош ха Шана - шофар звучит все время, но не все люди его слышат, а только те, кого Бог называет блаженными.

Остановитесь, призывает шофар! Оставьте заботы, суету и проблемы, они никуда не денутся. Остановитесь, призывает шофар, подумайте о вечном Боге, посмотрите на свои пути - злые они или добрые! Повернитесь и идите к Богу!

Равины пишут, что звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения.

Шофар - бараний рог - напоминает нам о том баране, которого Авраам принес в жертву  вместо сына своего Исаака и по равинистическим толкованиям шофар прозвучал тогда, когда Авраам приносил сына своего в жертву. Поэтому в субботу на Рош ха Шана, как правило, читается 2 места из Писания, одно из которых в книге Берешит (Бытие), 22:2-4, "[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека".

Никто не знает, что думал Авраам и что он пережил за ночь перед походом, но потрясает наше сознание то, что Авраам встал рано утром, взял хворост, взял сына и своих слуг и пошел. Когда Авраам пришел на ту гору, которую ему указал Бог, сын стал спрашивать, где же жертва? Хворост есть и нож есть... Трудно себе представить как Авраам пережил все это! Араам связал своего сына, положил его и уже занес нож...

Потрясающее слышание Бога и готовность служить Ему! Легче всего рассуждать: Бог дал - Бог взял! Невозможно себя представить на месте Авраама! Очень понятно, почему наш народ не очень веселится и радуется на Рош ха Шана - это событие заставляет задуматься: способны ли мы слышать голос Бога, как Его слышал Авраам; способны ли мы поступать так, как от нас Бог ожидает; являемся ли мы теми людьми, которых Бог записывает в Книгу жизни?

По еврейским традициям в Книге жизни делается запись раз в году, а через 10 дней на Йом Кипур звучит последяя труба, и Книга закрывается на год. А кто знает, что с ним произойдет в этом году? Никто не знает своего будущего! Единственное утешение есть в том, что об этом говорят только еврейские традиции. На самом деле в Писании не говорится о том, что Книгу жизни Бог закрывает на год и никаких шансов человек не имеет.

Итак, тшува, т. е. покаяние - это значит отвернуться от своих грехов, признаться, что ты грешен и обратиться, возвратиться к Богу.

Читаем в Евангелие от Луки: "При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Лук.3:2-4). Другими словами, народ услышал призыв и начал идти к Иордану чтобы совершить достойный плод покаяния, чтобы омыться по еврейской традиции в микве или в проточной воде и стать чистыми, т.е. очищенными для Бога, и покаяться в своих грехах. Я думаю, это происходило именно на Рош ха Шана, хотя в Писании не упоминается время года. Но по косвенным свидетельствам мы можем увидеть, что все люди шли, потому что знали, что им необходимо очищение. Зная пророчества Исаии, они ожидали и увидели в Иоанне того человека, пророка, который должен был выйти из пустыни, который должен был быть прообразом Илии или самим Илией. Иоанн вышел к народу и проповедовал покаяние, тшуву, и омытие грехов в Иордане. Все знали, что это необходимость каждого человека, никто не удивлялся, поэтому я думаю, что это происходило на Рош ха Шана.

Читаем еще одно место в Писании: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иешуа сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его" (Иоан.14:1-7).

Здесь Иешуа говорит ясные слова, что Он есть тот путь, которым мы можем придти к Отцу и быть записанными в Книге жизни. Евреям того времени, ученикам Иешуа, было сложно понять эту истину, и поэтому у них возникали вопросы: куда Ты идешь? зачем Ты идешь? В то время стоял Храм, приносились жертвы,  и кровь этих жертв покрывала все их грехи. Было все понятно.

Иешуа говорил о том, что произойдет позже, когда Храм будет разрушен. И, буквально, не прошло и 40 лет после этих слов, как великолепный Храм - одно из чудес света, выложенный из камней весом до 100 тонн - был разрушен до основания. Все, что предрекал Иешуа, совершилось! Уже не приносятся жертвы, а без жертвы нет никаких шансов быть записанными в Книге жизни.

Сегодня мы следуем не традициям, хотя у нашего народа много приятных и полезных традиций, а Писанию, которое говорит, что всякий верующий может только через Иешуа Мессию быть записанным в Книге жизни.

Писание говорит, что если ты и законченный грешник, то у тебя есть больше шансов совершить тшуву, потому что ты видишь и заешь, в чем тебе нужно покаяться.  

Многие люди думают, что они живут правильно, что они имеют грехов не больше многих уважаемых людей и что их поступки только хорошие. Но законченный грешник точно знает свой грех. Ты думаешь о себе хорошо, но в глубине души все же знаешь, что этого недостаточно.

Писание говорит, что какой бы хороший ты не был, как бы ты себя в своих глазах не возвышал, только через Иешуа, через жертву, которую Бог принес, через смерть Его и через Его воскресение мы имеем не только возможность, а мы имеем полное право не только думать, но и знать, что наши имена, имена тех, кто принял Машиаха, кто совершил тшуву, записаны в Книгу жизни!